Наши ученики ведут свои блоги, участвуют в написании сообщений в коллективном блоге и отвечают на вопросы в тестах в развернутом виде. Мы в свою очередь пишем комментарии к их сообщениям и составляем для них тесты. Как задать правильные вопросы, чтобы не только выявить знания, но и заставить ученика задуматься над проблемой, активизировать такие мыслительные операции как анализ, обобщение, сравнение, перенос?
Хороший способ помочь людям думать над задачей - задавать вопросы. Правильно заданный вопрос может помочь человеку сопоставить факты и проанализировать свои мысли.Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других, так же известны как "Вопросы Сократа".
Вопросы для уточнения
- Что вы имели в виду, сказав ______?
- В чем основная мысль?
- Как _____ связано с _____?
- Не могли бы вы выразить мысль по-другому?
- Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?
- Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?
- Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, вы это имели в виду?
- Не могли бы вы привести пример?
- Может ли _____ быть хорошим примером для этого?
Вопросы, проверяющие предположения
- Какие вы делаете допущения?
- Какие предположения делает _____?
- Что мы можем предположить вместо этого?
- Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?
- Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?
- Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?
- Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?
Вопросы, проверяющие факты
- Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?
- Как это применимо к данной ситуации?
- Есть ли причины сомневаться в этом факте?
- Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?
- Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?
- По какой причине вы пришли к этому выводу?
- Как мы можем удостовериться, что это правда?
Вопросы, проверяющие понимание перспектив
- Что вы этим предполагаете?
- Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?
- Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
- На что может это повлиять?
- Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?
- Какая альтернатива?
- Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?
- Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?
Вопросы, проверяющие понятность задач
- Как мы можем это обнаружить?
- Что этот вопрос предполагает?
- Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?
- Можем вы вообще опустить этот вопрос?
- Вопрос понятен? Мы поняли его?
- Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?
- Все ли согласны, что вопрос в этом?
- На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?
- Почему этот вопрос необходим?
- Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?
- Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?
Вопросы из книги: Пауль, Р. (1993). Критическое мышление: Как подготовить учеников к быстро меняющемуся миру: Основы критического мышления, Santa Rosa, CA.
Спасибо! А то не всегда так сразу приходит на ум, какой же вопрос задать ученику. А теперь этот перечень вопросов будет мне помогать.
ОтветитьУдалить